Связана ли мутация фактора V Лейдена (FVL) при тромбофилии с увеличением общего количества сперматозоидов?
Носители FVL имеют более высокое общее количество сперматозоидов, чем не являющиеся носителями FVL, что не может быть объяснено генетической сцепленностью или наблюдениями за моделью мыши с FVL.
FVL имеет высокую распространенность среди европеоидов, несмотря на его неблагоприятное влияние на здоровье. Было показано, что его носители имеют более высокую плодовитость, что может частично объяснить этот эволюционный парадокс.
Мы определили статус FVL в двух сплошных когортах (голландская, n = 627; датская, n = 854) мужчин без известных причин сперматогенной недостаточности и выполнили мета-анализ индивидуальных данных пациентов в этих двух когортах вместе с одной ранее опубликованной когортой (голландская, n = 908). Мы изучили возможные биологические основы связи между количеством сперматозоидов и FVL с использованием моделей FVL -мышей и исследованием сцепленности генов.
Участниками были мужчины из субфертильных пар (две голландские когорты) и молодые люди из общей популяции (датская когорта): частота носительства FVL составляла 4.0%, 4.6% и 7.3% соответственно. Были различия в частоте курения, времени воздержания и возрасте между когортами. Мы внесли поправку по этим различиям в первичном анализе, который состоял из смешанной модели линейных эффектов, также включающей необъективные различия между популяциями. В общедоступных данных о гаплотипе людей европейского происхождения мы исследовали неравновесность сцепления FVL со всеми известными мононуклеотидными полиморфизмами в зоне 1.5 МБ вокруг гена F5 с пороговым значением R2, равным 0.8. Мы секвенировали экзоны четырёх генов-кандидатов, предположительно сцепленных с FVL, в подгруппе носителей FVL с крайними значениями количества сперматозоидов. Исследования на животных проводились на не спаривавшихся 15-18-недельных мышах C57BL/J6, гетерозиготных и гомозиготных по FVL, и мышах дикого типа. Мы сравнили параметры сперматогенеза (нормализованный вес внутренних гениталий, содержание сперматозоидов в придатках яичек и подвижность сперматозоидов) между мышами с FVL и мышами дикого типа.
Люди, являющиеся носителями FVL, имеют более высокое общее количество сперматозоидов, чем не являющиеся носителями, с скорректированной средней разницей, равной 31 × 106 (95% ДИ 0.2–61.7, P = 0.048). Мыши с мутацией FVL не имеют усиленного сперматогенеза по сравнению с мышами дикого типа. Ни один из изученных полиморфизмов не был связан с неравновесностью сцепления как в общедоступных базах данных, так и в подгруппе носителей FVL с чрезвычайно высоким количеством сперматозоидов.
Разницу в общем количестве сперматозоидов следует подтвердить в других когортных исследованиях. Однако обнаружение более высокого количества сперматозоидов у носителей было последовательным, без гетерогенности между когортами. Отсутствие влияния FVL у мышей позволяет предположить, что прямой причинно-следственной связи тут нет. Усилия по изучению генетического сцепления не исключают, что эта связь является отражением совместного наследования FVL с неизученным причинным полиморфизмом.
Более широкие выводы из полученных результатов:
Высокое количество сперматозоидов у мужчин-носителей FVL способствует пониманию высокой распространённости этой неблагоприятной в других отношениях мутации. Полученные результаты могут задать направление для будущих исследований по мужской фертильности.
Нет конфликта интересов. Исследования проводились при финансовой поддержке Нидерландской организации научных исследований (NWO, грант инновационных исследований VIDI 016.126.364, присуждённый С. Миддельдорпу). Датская когорта была поддержана Инновационным фондом Дании (InnovationsFonden, грант № 14-2013-4), Датским министерством здравоохранения и Датским агентством по охране окружающей среды.
фактор V Лейдена, протромбиновая мутация G20210A, тромбофилия, мужская фертильность, число сперматозоидов, сперматогенез, эволюция.
Factor V Leiden is associated with increased sperm count
Авторы: T E van Mens, U N Joensen, Z Bochdanovits, A Takizawa, J Peter,N Jørgensen, P B Szecsi,J C M Meijers,H Weiler, E Rajpert-De Meyts
Department of Vascular Medicine, Academic Medical Center, Meibergdreef 9, 1105AZ, Amsterdam, the Netherlands
Blood Research Institute, Blood Center of Wisconsin, 8727 W Watertown Plank Rd, Milwaukee, WI 53213, USA
Human Reproduction, Volume 32, Issue 11, 1 November 2017, Pages 2332–2339
DOI: https://doi.org/10.1093/humrep/dex287
Аннотация:
Высокая распространённость неблагоприятной мутации FVL, провоцирующей тромбофилию, объясняется тем, что её носители имеют, по всей видимости, более активный сперматогенез.