Auger J, Jouannet P, Eustache F.
Service d’Histologie-Embryologie, Biologie de la Reproduction/CECOS, Hôpitaux Universitaires Paris Centre, Site Port-Royal, 53, Avenue de l’Observatoire, 75014 Paris, France INSERM U1016, Equipe “Génomique, Epigénétique et Physiologie de la Reproduction”, Institut Cochin, Université Paris Descartes, Paris, France jacques.auger@aphp.fr. Université Paris Descartes, Paris, France. INSERM U1016, Equipe “Génomique, Epigénétique et Physiologie de la Reproduction”, Institut Cochin, Université Paris Descartes, Paris, France Service d’Histologie-Embryologie, Cytogénétique, Biologie de la Reproduction/CECOS, Hôpitaux Universitaires Paris Seine-Saint-Denis, Site Jean Verdier, 93143 Bondy Cedex, France.
Произведена попытка детального описания патологических фенотипов сперматозоидов и их соответствия некоторым генетическим аномалиям.
Может ли стандартизованная оценка аномальной морфологии человеческих сперматозоидов дать дополнительную полезную информацию, позволяя выявлять мужчин с более тяжёлыми нарушениями при различной патологии?
Категоризация дефектов головки, тела и хвоста сперматозоидов на основании определений показала, как эти аномалии по-разному распределяются у фертильных мужчин и иных групп, позволяя получить верхние и нижние пороговые значения, что может стать отправной точ-кой для применения в диагностике или с исследовательскими целями.
В нескольких недавних исследованиях сообщалось о неоспоримых генетических причинах различных дефектов сперматозоидов. В нескольких исследованиях также были идентифицированы взаимосвязи между факторами внешней среды и низкой процентной долей морфологически нормальных сперматозоидов. Тем не менее, за исключением редких ситуаций, когда большинство сперматозоидов имеют специфические, легко описываемые дефекты, такие как «глобозооспермия», мало внимания уделяется описанию и точной количественной оценке аномалий сперматозоидов человека. Отсутствие стандартизации в фенотипировании морфологических дефектов сперматозоидов при стандартной микроскопии является ограничивающим фактором в диагностике и причиной непоследовательности в результатах, представляемыми разными наблюдателями или центрами в исследованиях, изучающих причинные факторы и возможные функциональные последствия выявленных аномалий. В настоящее время нет базовых данных по аномальной морфологии спермы, основанных на стандартизированной классификации, как для общей популяции, так и среди фертильных и других групп мужчин.
Это исследование основано на подробных наборах данных по аномалиям сперматозоидов, полученных с помощью метода стандартизованной классификации в нескольких группах мужчин за один пятилетний период.
Мы изучили поперечную выборку данных фертильных мужчин (n=926), мужчин из бесплодных пар (n=1747) и пациентов с раком яичка (n=239). Мы использовали стандартизованную классификацию для анализа окрашенного по Шорру материала, учитывая все обнаруженные аномалии.
Большинство дефектов сперматозоидов значительно чаще встречались у бесплодых мужчин, чем у фертильных, при этом 20-30% бесплодных мужчин частота аномалий превышала 95-й процентиль фертильных мужчин по 9 категориям аномалий из 15. Интересно, что несколько аномалий головки значительно чаще встречались у пациентов с раком яичка, чем у бесплодных мужчин, что подчёркивает особое воздействие этого состояния на морфогенез сперматозоидов. Мы использовали 95-й процентиль у фертильных мужчин как нижнее пороговое значение, а 99-й процентиль у инфертильных мужчин как крайнее верхнее пороговое значение, чтобы разделить частоту классифицированных морфологических аномалий на три уровня: низкая, промежуточная и высокая.
Оценка нескольких образцов спермы на предмет аномальной морфологии сперматозоидов, независимо от генетического фона, основанная на доле нормальных сперматозоидов, индексе тератозооспермии и детальном профиле аномалий, категоризованных в соответствии с тремя предложенными уровнями, подчеркнула ценность подробного фенотипирования с целью диагностики и научных исследований.
Пороговые значения, предложенные для разных категорий аномалий сперматозоидов, можно считать относительными, но не абсолютными, учитывая известную ошибку в формировании выборки, связанную с ограниченным количеством сперматозоидов в одном образце, а также с тем, что они могут отличаться от значений общей популяции или популяций других регионов, помимо Западной Европы. Стандартизованная оценка аномальной морфологии сперматозоидов требует времени и опыта. Поэтому мы предполагаем, что эта оценка должна выполняться во время первого андрологического осмотра или в рамках эпидемиологических или научных исследований, но не в рутинной практике ведения бесплодных пар перед применением вспомогательных репродуктивных технологий.
Дизайн исследования для группы фертильных мужчин был похож на тот, который был использован для получения референсных значений ВОЗ, и позволил обосновать 95-й процентиль у фертильных мужчин как уровень, значения ниже которого могут говорить о том, что найденные аномалии представляют собой случайные фоновые вариации нормального процесса сперматогенеза.
Полученные грубые показатели частоты и три уровня частоты аномалий, предложенные для каждой стандартизованной категории дефекта сперматозоидов, обеспечивают базовые данные, полезные для диагностики и представляющие собой исходную точку для будущих исследований, целью которых будет выявление ассоциации между этими аномалиями и генетическими или средовыми факторами.
Часть этого исследования поддерживалась по контракту BMH4-CT96-0314 Европейского Союза. У авторов нет конфликта интересов, требующего разглашения.
Human Reproduction 2016 Jan;31(1):10-23.
PubMed ID: 26472152
DOI: 10.1093/humrep/dev251
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=26472152