Ассоциировано ли необъяснимое привычное невынашивание беременности с ненормальными уровнями мРНК протамина-1 и протамина-2 в сперматозоидах?
Уровень мРНК протамина-1 и протамина-2, а также соотношение мРНК протамина-1 и протамина-2 в сперматозоидах мужчин, чьи партнёрши перенесли один или два эпизода невынашивания беременности, значимо отличались от таковых у здоровых мужчин из контрольной группы и мужчин из субфертильных пар, подвергающихся ЭКО//ICSI.
Известно, что изменённое соотношение протаминов в сперматозоидах ассоциировано с мужским фактором бесплодия. Данные из этого исследования предполагают, что соотношение мРНК протаминов может дополнительно влиять на развитие эмбриона на ранних сроках.
Популяция исследования состояла из мужчин, у чьих партнёрш отмечалось два или более последовательных эпизода невынашивания беременности и проводилась консультация по поводу привычного невынашивания беременности с 2014 г. по 2016 г. В исследовательской лаборатории Клиники урологии Университета Гисена сперматозоиды у мужчин из групп случаев и контроля были подвергнуты количественной ПЦР с обратной транскрипцией (RTqPCR) с использованием специфических пар-праймеров протамина-1 и протамина-2.
Уровни мРНК протамина-1 и протамина-2 были проанализированы в образцах спермы 25 мужчин, чьи партнёрши перенесли по крайней мере два последовательных эпизода идиопатического невынашивания беременности до 20 недели гестации.
Пары набирались в исследование в ходе консультаций в репродуктологическом центре LMU Munich (Германия) и клиническом отделе гинекологической эндокринологии и репродуктивной медицины Венского медицинского университета (Австрия). Результаты сравнивались с таковыми у 32 здоровых доноров (ВОЗ, 2010), набранных в отделении урологии, детской урологии и андрологии в Гисене (Германия), и 107 мужчин, чьи партнёрши участвовали в программе ЭКО/ICSI в центре репродуктологии LMU Munich (Германия).
Уровни мРНК протамина-1 и протамина-2, а также соотношение мРНК протаминов и все рутинные параметры спермограммы продемонстрировали значимые различия между парами с привычным невынашиванием беременности и здоровыми добровольцами (P < 0.01). При сравнении пар с привычным невынашиванием беременности с парами, подвергающимися ЭКО/ICSI, показатели Ct мРНК протамина-1 и протамина-2 были значимо выше, а соотношение мРНК протаминов было значимо ниже у пар с ПНБ (P < 0.01).
При сравнении уровней мРНК протаминов и соотношения мРНК протаминов с рутинными параметрами спермограммы стала очевидной значимая отрицательная корреляция между прогрессивной подвижностью и уровнем мРНК протамина-2 (P = 0.015), а также между непрогрессивной подвижностью и соотношением мРНК протаминов (P = 0.023).
Несмотря на то, что наши данные демонстрируют значимые отклонения у пар с ПНБ, нужна более крупная выборка для подтверждения наших результатов. Крупный объём выборки также уравновесит то, что нам пришлось ориентироваться преимущественно на медианы уровней мРНК протаминов. Наконец, здоровые мужчины в контрольной группе были моложе мужчин в исследуемой группе, что могло несколько исказить результаты, по крайней мере по классическим показателям спермограммы. Более того, измерялись только уровни мРНК протаминов, а не уровни белков.
Более широкие выводы из полученных результатов:
Несмотря на то, что ещё нужно прояснить более точные механизмы этого влияния, наши данные предполагают, что уровни мРНК протаминов сперматозоидов важны не только для успешной фертилизации, но и для правильного развития эмбриона на ранней стадии.
Грант University Clinic Giessen and Marburg (UKGM 29/2015GI). Конфликта интересов нет.