Материнские факторы, включая более старший возраст деторождения и различные факторы образа жизни, ассоциированы с менее благоприятными ближайшими и отсроченными исходами у детей, тогда как сведения об отцовских факторах ограничены. В последнее время более старший отцовский возраст был ассоциирован с неблагоприятными акушерскими исходами, дефектами развития, расстройствами аутистического спектра и детской шизофренией.
Целью этого систематического обзора было описание влияния отцовских факторов на неблагоприятные ближайшие и отсроченные исходы у детей.
Был проведён поиск в базах данных PubMed, Embase и Cochrane до января 2017 г. Были изучены такие отцовские факторы, как возраст и различные факторы образа жизни, включая индекс массы тела (ИМТ), ожирение и курение сигарет.
Оцениваемыми переменными исхода были ближайшие результаты, такие как недоношенность, низкая масса тела при рождении, внутриутробная задержка роста плода (ВЗРП), мертворождённость, врождённые пороки развития и хромосомные аномалии.
Переменными отсроченных результатов были смертность, злокачественные опухоли, психиатрические заболевания / расстройства и метаболические заболевания. Был выполнен систематический обзор по руководству PRISMA. Выполнялся релевантный мета-анализ.
При поиске найдено 14371 статей, 238 из которых удовлетворяли критериям включения, и 81 была включена в количественный синтез (мета-анализ). Отцовский возраст и факторы образа жизни были ассоциированы с неблагоприятными исходами у потомства.
Это особенно явно в отношении психиатрических расстройств, таких как аутизм, расстройства аутистического спектра и шизофрения, а также была обнаружена ассоциация с мертворождённостью, любыми врождёнными пороками развития, аномалиями челюстно-лицевой области и 21-трисомией. Рост отца, но не ИМТ, была ассоциирован с весом при рождении у потомства, тогда как отцовский ИМТ был ассоциирован с ИМТ, весом и объёмом жировой ткани в детстве.
Курение отца, как выяснилось, было ассоциировано с повышением частоты ВЗРП, врождёнными пороками развития (например, с пороками сердца и челюстно-лицевой области), раком, опухолями головного мозга и острой лимфобластной лейкемией. Эти ассоциации были значимыми, хотя и умеренными по выраженности, и для большинства из них расчётное обобщённое отношение рисков составляло от 1.05 до 1.5, и ни в одном случае оно не превышало 2.0.
Более широкие выводы
Несмотря на то, что повышение риска неблагоприятного исхода у потомства, ассоциированное с отцовскими факторами, выявленное в этом исследовании, отражает серьёзное влияние на здоровье, выраженность этого эффекта представляется умеренной.
Аннотация:
Возраст и неблагоприятные факторы образа жизни отца могут влиять на течение беременности и здоровье будущего ребёнка.
Авторы: Nan B Oldereid Ulla-Britt Wennerholm Anja Pinborg Anne Loft Hannele Laivuori Max Petzold Liv Bente Romundstad Viveca Söderström-Anttila Christina Bergh
Livio IVF-klinikken Oslo, Sørkedalsveien 10A, 0369 Oslo, Norway
Human Reproduction Update, Volume 24, Issue 3, 1 May 2018, Pages 320–389
DOI: 10.1093/humupd/dmy005